По данным Министерства коммерции Китая, за первые шесть месяцев 2015 года Китай инвестировал в нефинансовый сектор 147 стран и районов мира 56 млрд долларов США, т.е. на 29,2% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Объем экспорта комплектного оборудования в денежном выражении достиг 60 млрд долларов (+10%). По словам зампредставителя Китая на международных торговых переговорах Чжан Сянчэня, в первом полугодии Китай достиг значительного прогресса в сотрудничестве в области переноса производственных мощностей китайских предприятий за рубеж и расширения экспорта китайского оборудования. Представители производственной отрасли инвестировали за рубеж 5,09 млрд долларов США (+63,1%). Это говорит о том, что Китай вышел на новый этап во внешнеэкономическом сотрудничестве.
Более 78% суммарного объема прямых инвестиций Китая за рубежом, а именно 43,79 млрд долларов, пришлось на САР Сянган, страны АСЕАН, страны ЕС, Австралию, США, Россию и Японию. Инвестиции в экономики стран АСЕАН, САР Сянган и США по сравнению с прошлым годом увеличились на 92,96%, 71,8% и 30% соответственно. По прогнозу голландского банка ING, примерно к 2020 году объем накопленных Китаем прямых иностранных инвестиций (FDI) достигнет 20 трлн долларов США, и таким образом Китай станет страной, которая больше всех инвестирует за рубежом.
Что касается прямых инвестиций Китая в экономику России, то тут ситуация предстает не в самом радужном виде: в первом полугодии 2015 года объем соответствующих инвестиций сократился аж на 25%. Эксперты затрудняются давать прогнозы относительно будущего, поскольку только в июле этого года Китай сократил экспорт в Россию на 36,1%, а импорт – на 20,7% (в годовом исчислении). Объемы перевозок также упали. В 1-м квартале 2015 года товарооборот между странами снизился на 28,7% по сравнению с 1-м кварталом 2014 года. За первое полугодие товарооборот достиг 31,1 млрд долларов США, откатившись назад на 30,2% по сравнению с соответствующим уровнем прошлого года, при этом экспорт Китая в Россию составил 14,6 млрд долларов (–36,3%), а импорт Китая из России – 16,5 млрд долларов (–23,9%). Это говорит о значительном снижении по всем экспортно-импортным статьям и ставит под сомнение возможность достичь намеченной руководителями цели – довести объем товарооборота до 100 млрд долларов в 2015 году.
Главной причиной такого отката все единодушно называют девальвацию российского рубля, которая в свою очередь привела к подорожанию для России импорта из Китая на фоне снижения покупательной способности населения. Другие причины – это падение цен на энергоносители, которые по-прежнему играют большую роль в торговых отношениях между странами (нефть, нефтепродукты и газ занимают более половины российского экспорта в Китай), и замедление динамики развития китайской экономики, вызванное трансформацией модели роста и структурной перестройкой экономики с акцентом на создании «зеленых» производств и совершенствовании технологий. Что касается энергоносителей, то только Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, и Китай приготовился увеличить поставки российских энергоносителей, как цены на нефть на международном рынке резко упали.
Теперь стороны возлагают большие надежды на «Один пояс и один путь». Россия должна принять активное участие в строительстве «нового Шелкового пути», а Китай в свою очередь обещается взять на себя финансирование различных транспортных проектов. Другой вопрос, что по многим проектам, при наличии общих договоренностей, до сих пор нет конкретных соглашений и не оговорены сроки. По словам профессора факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Алексея Маслова, все дело в том, что «структура российско-китайской торговли остается на уровне 90-х годов: мы поставляем энергоресурсы, Китай поставляет товары. При этом, с 2013 года неоднократно звучат предложения о создании совместных производств, продаже товаров в третьи страны, необходимости сочетать российские технологии и китайскую рабочую силу. И да, многие договоры уже заключены, но не реализованы, потому что это требует полной перестройки структуры торговли и, самое главное, понимания того, как работать с Китаем». Многие российские ученые согласны с А. Масловым, и называют это также одной из важных причин отсутствия явного прогресса в торгово-экономических отношениях между Россией и Китаем.