Десятого марта завершился трехдневный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. Незадолго до визита президент РФ В. Путин сказал, что отношения между Россией и Китаем достигли очень высокого уровня и их можно назвать беспрецедентными. Как заявили стороны в Совместном заявлении, они будут последовательно наращивать масштабы инвестиционного сотрудничества, продвигать ускоренными темпами крупные инвестиционные проекты в таких областях, как транспортная инфраструктура, включая высокоскоростное железнодорожное сообщение, энергетика, горнодобывающая и лесная промышленность, отрасли обрабатывающей промышленности и сфера услуг, а также расширять межрегиональное взаимодействие, в том числе между регионами Приволжского ФО и верхнего, среднего течения реки Янцзы, регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири и Северо-Востока Китая. В ходе визита китайского председателя стороны подписали ряд важных двусторонних соглашений. Так, в области строительства инфраструктуры были подписаны важные соглашения по строительству высокоскоростной магистрали Москва–Казань, по ускорению сооружения объектов трансграничной транспортной инфраструктуры, включая железнодорожный мостовой переход в районе пункта пропуска Нижнеленинское–Тунцзян и автомобильный мостовой переход в районе пункта пропуска Благовещенск-Хабаровск, железнодорожную линию Элегест–Кызыл–Курагино и Дальневосточный порт. Также были подписаны меморандум о поощрении инвестиций сторон в технопарки, СЭЗ/ОЭЗ и производственные кластеры на территории обеих стран, соглашение о создании специализированного инвестиционного фонда для финансирования агропроектов и др.
Высокоскоростная магистраль Москва–Казань
Подписание меморандума о строительстве высокоскоростной магистрали Москва–Казань протяженностью 770 км между Россией и Китаем свидетельствовало о том, что строительство все-таки состоится при участии китайских инвесторов. Если раньше строительство магистрали предполагалось завершить к 2018 году, то теперь сроки ввода в эксплуатацию, по-видимому, отодвинулись на 2020 год. Общая стоимость проекта составит 1,07 трлн рублей, из которых 302 млрд рублей выделит Китай. Изначально речь шла о китайских инвестициях в размере 250 млрд рублей, но затем китайская сторона согласилась выделить еще 52 млрд рублей с условием, что при реализации проекта будут использоваться китайское оборудование и технологии и российская сторона предоставит госгарантии под эту дополнительно выделенную сумму. В подписании Меморандума о «формах сотрудничества, модели финансирования ВСМ Москва–Казань, приоритетного проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва–Пекин» приняли участие Министерство транспорта России, Госкомитет КНР по развитию и реформе, ОАО РЖД и China Railway Corporation. По мнению российских СМИ, это крупнейший инфраструктурный проект, который позволит Китаю, реализующему стратегию «выхода китайских технологий в области высокоскоростного подвижного состава на международный рынок», расширить свое присутствие на соответствующем рынке, а также распространить свой опыт строительства и эксплуатации высокоскоростного сообщения.
Проект будет реализовываться в форме концессии на основе государственно-частного партнерства. Для этого будет создана совместная проектная SPV-компания. Китай внесет в уставный капитал SPV 52 млрд рублей. Также не исключаются дополнительные кредиты со стороны Китая.
Специализированный фонд для инвестиций в агросектор
Россия и Китай подписали соглашение о создании специализированного инвестиционного фонда объемом 2 млрд долларов США для финансирования проектов в области сельского хозяйства. Россия выступит в качестве миноритарного акционера; в основном фонд будет состоять из денег китайских институциональных инвесторов, в том числе со значительным опытом инвестиций в агросектор. Учредителями фонда стали Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) и Народное правительство провинции Хэйлунцзян (КНР). Соглашение призвано укрепить российско-китайское сотрудничество в области сельского хозяйства, земледелия, обработки, таможенного оформления, логистики и продажи продуктов питания. Еще в марте 2015 года глава РФПИ К. Дмитриев сообщил СМИ, что его фонд и три китайских компании ведут переговоры об инвестициях в российские агропроекты. В основном это проекты уже существующих компаний, но есть и новые, в том числе по развитию агросектора Дальнего Востока.
В рамках проекта рассматривается вопрос о создании экспериментальной зоны свободной торговли аграрной продукцией на границе Амурской области и пров. Хэйлунцзян. Там будут созданы льготные условия торговли для предприятий высоких технологий и применен прямой обменный курс юань–рубль.
Сотрудничество с китайской стороной позволит начать обработку пригодных для пахоты целинных земель и заброшенных пахотных земель в Амурской области. К сентябрю, как сообщил К. Дмитриев, специализированный фонд профинансирует один–два агропромышленных проекта.
Банковский сектор и кредиты
Во-первых, РФПИ и CITIC Merchant подписали соглашение о создании Российско-китайского инвестиционного банка. С его помощью будут оказываться консультационные и финансовые услуги в области инвестиционно-банковского бизнеса с акцентом на привлечение китайского капитала, т.е. банк будет содействовать вложению китайских средств в акционерный капитал российских компаний, организовывать займы от китайских банков, размещать корпоративные облигации на азиатских фондовых рынках и т.д.
Кроме того, также шла речь о создании некой финансовой платформы между РФПИ, РКИФ и China Construction Bank (кит.: «Чжунго цзяньшэ инхан»), с помощью которой планируется в течение 3 лет привлечь в Россию 20–25 млрд долларов от китайских банков. Целью этого проекта является обеспечение российского бизнеса дешевым фондированием и активизация взаимодействия российских эмитентов с ведущими кредитными структурами Китая.
В-третьих, ОАО «Сбербанк России» и China Development Bank (кит.: «Гоцзя кайфа инхан») заключили соглашение о предоставлении Сбербанку кредита на 6 млрд юаней, т.е. около 1 млрд долларов.
Далее, ВТБ получит кредит на сумму 3 млрд юаней от The Export-Import Bank of China (кит.: «Чжунго цзиньчукоу инхан»). Кроме того, ВТБ и China Development Bank договорились об открытии кредитной линии на финансирование торговых операций между Китаем и Россией на сумму 12 млрд юаней.