Чтобы понять природу потребностей, которые удовлетворяют консалтинговые услуги, нужно вернуться назад и рассмотреть историю возникновения и развития консалтинга как отдельной отрасли. Стоит признать, что в отличие от медицинских услуг, к примеру, консалтинговые услуги не являются жизненно необходимым товаром.
В течение нескольких тысячелетий человечество прекрасно обходилось без профессиональных консультантов. Раньше руководитель предприятия (хозяин лавки или ремесленной мастерской, например) имел в своем подчинении несколько мастеров и подмастерьев, изготавливавших товары и предоставлявших услуги. Технологии производства и рынки сбыта не менялись веками. Развивающийся капитализм, обусловивший рост промышленного производства, развитие науки и новых технологий, расширение международного обмена, объемы управленческой информации стали превышать физические возможности людей по ее обработке.
Усиление конкуренции потребовало от компаний большей и расширенной специализации. Возникло естественное разделение на систематические, ежедневно выполняемые задачи и задачи, выходящие за рамки компетенции руководства компаний.
Внешние консультанты были призваны восполнить отсутствие необходимых навыков внутри организации. Вместе с этим возросло значение тренированности необходимых управленческих навыков: например, если руководитель и произвел успешную реорганизацию своего бизнеса десять лет назад, то это вовсе не значит, что его навыки проведения реструктуризации сохранились до настоящего времени.
На примере аудиторских услуг можно наблюдать историю зарождения и развития консалтинговых услуг в целом. С помощью исторического анализа можно выделить продукт, представляемый аудиторскими компаниями. Аудит в современном понятии этого слова существует уже более ста лет. Его возникновение связано с развитием капитализма, возникновением крупного капитала и появлением акционерных обществ. Именно тогда впервые появилось разделение интересов между менеджментом предприятий и их владельцами. При этом возникла необходимость в независимом арбитре, проверяющем правильность ведения учета и отчитывающемся в этом перед владельцами компании.
Таким образом, основная задача аудиторов состояла и состоит в защите интересов собственника через подтверждение правильности ведения финансового учета на предприятии. Но помимо непосредственно отчета о проверке правильности ведения бухгалтерского учета аудиторы прикладывают к отчету еще и нечто нематериальное, а именно свою репутацию.
В настоящее время методикой проведения аудита владеют сотни компаний, однако признанными мировыми лидерами являются единицы. Единственные критерии отличие их от всех остальных – это опыт работы, репутация компании и конечно же штат профессионалов.
Репутация компаний «Большой четверки» создавалась многими десятилетиями, у некоторых, история деятельности превышает полтора столетия.
Рынок аудиторских услуг схож с рынком вооружений. Так, США, продавая вооружение, гарантирует странам-покупателям некую политическую, а иногда – и военную поддержку. Другие страны продают оружие только как металл и заложенные в него технологии, но никак не политическое прикрытие. Так же и аудиторы.
Сотни аудиторских компаний в мире могут делать и делают аудиторские заключения не хуже, чем «Большая четверка», но клиенты и их контрагенты готовы платить дороже за репутацию этих компаний.
Кто же в России является основным «потребителем» репутации компаний «Большой четверки»? Как правило, такой аудит заказывают фирмы, вынужденные по ряду причин работать над улучшением или поддержанием своего имиджа перед третьими сторонами, в следующих случаях – это выход на международные фондовые рынки, привлечение прямых инвестиций, налаживание контактов с новыми солидными контрагентами, участие в государственных тендерах, выход на новые рынки сбыта и т.д.
Доверяя сложившейся репутации, третьи стороны могут предполагать, что проведение «заказного», или некорректного, аудита, который в перспективе может полностью уничтожить репутацию аудиторской компании, обойдется заказчику слишком дорого. При этом подразумевается, что относительно небольшая аудиторская компания с меньшим сроком работы и меньшей стоимостью принципе может пойти на подобную сделку (например, подписать заведомо ложный баланс).
Компании «Большой четверки» вместе со своей историей успеха и традициями принесли в Россию и свои «хвосты». В настоящее время против них по всему миру ведется множество судебных исков. Можно вспомнить крах английского банка Barings в 1995 году, выплату в1994 году компанией Ernst&Young $400 млн. из-за ошибки при анализе рынка недвижимости, банкротство английской страховой фирмы Independent после проведения у них аудита одной из компаний «Большой четверки» и выдачи положительного заключения и т.д..
Таким образом, репутация аудиторской компании очень важна, она может укрепляться и расти только со временем, отражая результат работы опытных профессионалов, то есть всей аудиторской компании в целом.
Важно сделать правильный выбор при выборе своего консультанта, консалтинг сейчас – это залог успеха и процветания любой компании, у которой возникла потребность в тех услугах, где персонал.