В области высокоскоростных железных дорог Китай действительно находится “впереди планеты всей”, поэтому вполне закономерно то, что одним из направлений двустороннего сотрудничества между Китаем и Россией стало строительство на территории России высокоскоростной железнодорожной ветки и производство соответствующего подвижного состава и железнодорожного полотна.
Как сообщил заместитель начальника экспортного отдела департамента по заграничным операциям ООО “Пассажирские перевозки по Чанчуньской железной дороге” Китайской железнодорожной корпорации Ма Чуньшэн, Китай планирует открыть в России линию по сборке высокоскоростного железного полотна и подвижного состава. Конкретно этот вопрос будет решаться во время визита президента В. Путина в Китай, который состоится в июне этого года. Уже известно, что сборочная линия будет предположительно создана либо в Подмосковье, либо в Уральском регионе, для того чтобы уже к середине 2018 года начать поставки подвижного состава для высокоскоростных железнодорожных дорог в России.
Ма Чуньшэн рассказал журналистам, что для реализации этого проекта китайская и российская стороны в ближайшем будущем создадут совместное предприятие, причем каждой из сторон будет принадлежать по 50% акций. Это совместное предприятие в первую очередь займется разработкой и сборкой подвижных составов для высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) “Москва – Казань”. Главными характеристиками таких поездов станет то, что они смогут развивать максимальную скорость до 360 км/час (по другим данным — до 400 км/час), а максимально низкая температура, при которой они смогут работать, минус 50 град. по Цельсию. Если сейчас время в пути между Москвой и Казанью составляет 11 часов, то с появлением высокоскоростной ветки оно сократится до 3,5 часа.
Следующим этапом после завершения строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали “Москва – Казань” станет ее продолжение в восточном направлении через территорию Казахстана. Стороны планируют довести ее до Пекина. Таким образом, столицы России и Китая свяжет высокоскоростной евразийский транспортный коридор общей протяженностью около 7 тыс. км.
Также стоит отметить появившиеся недавно сообщения о том, Китай готов предоставить кредит в размере 400 млрд руб. (около 6,2 млрд долларов США) в качестве содействия реализации проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Казанью. Это решение было принято на заседании Российско-Китайской рабочей группы по сотрудничеству в области ВСМ, проходившем в Пекине 26-27 апреля. Российскую делегацию возглавляли первый вице-президент РЖД А. Мишарин и замминистра транспорта А. Цыденов, а китайскую – зампредседателя Госкомитета по развитию и реформам Ху Цзуцай и заместитель гендиректора «Китайских железных дорог» Хуан Минь. Как говорится в сообщении РЖД,«китайская сторона предоставит долговое финансирование в размере, эквивалентном 250 млрд руб., для участка Москва – Нижний Новгород и 150 млрд руб. – для участка Нижний Новгород – Казань». Помимо этого, Китай также внесет 52 млрд руб. для строительства участка Москва – Нижний Новгород и 1 млрд руб. для строительства участка Нижний Новогород – Казань, соответственно, в качестве акционерного финансирования.
Проект строительства ВСМ “Москва – Казань”, на сегодняшний момент оценивающийся в 1,199 трлн руб., предполагает строительство высокоскоростного железнодорожного полотна длиной 770 км. Начало работ несколько раз переносили и откладывали. По убеждению многих, если бы строительство началось в 2014 году, то роста сметы, как и многих издержек, удалось бы избежать. В долларах стоимость проекта упала из-за кризиса с 32 до 17 млрд долларов. Теперь запуск ВСМ намечен на 2021-й год, причем строительство дороги должно быть завершено в июне 2020 года.