По мере неуклонного повышения экономической мощи Китая в структуре китайского экспорта происходят большие изменения: если раньше большими цифрами в статьях экспорта китайцы были обязаны экспорту простых промышленных товаров, таких как одежда, игрушки, товары для дома и т.д., то теперь делается упор на высокотехнологичной продукции, включая электронику, оборудование и строительные технологии. Многие отмечают важную роль, которую играет Китай в инфраструктурном строительстве во многих странах, безоговорочно признавая яркие преимущества Китая в такой важной области, как высокоскоростные железные дороги. Дело в том, что китайцы не только владеют передовыми технологиями в области строительства высокоскоростных железных дорог, но и являются мировыми лидерами в этой отрасли наравне с США и Японией, учитывая огромную протяженность высокоскоростных железных дорог в Китае, важный опыт, накопленный в процессе их эксплуатации, и более чем приемлемые цены. Достаточно упомянуть хотя бы то, что, если строить высокоскоростную ветку по относительно дешевым китайским технологиям, то стоимость 1 км составляет 33 млн долларов, в то время как во всем мире цена колеблется на уровне 50 млн.
Как сообщили СМИ в конце прошлого года, китайские железнодорожные корпорации «Наньчэ» (www.csrgc.com.cn) и «Бэйчэ» (www.chinacnr.com) договорились о слиянии. По итогам 2012 г., «Бэйчэ» и «Наньчэ» заняли первые два места в мировом рейтинге семи крупнейших железнодорожных компаний по объему продаж: доходы от реализации продукции корпорации «Бэйчэ» составили 14,7 млрд долларов, а «Наньчэ» – 14,4 млрд долларов. После слияния они оставят далеко позади канадскую компанию «Bombardier» и немецкую «Siemens», став компанией, не имеющей по своим масштабам аналогов во всем мире. Например, в области строительства метро (включая соответствующее оборудование), продукция этих двух китайских компаний уже занимает половину международного рынка.
Сейчас компании активно развивают экспортное направление, предлагая вагоны, рельсы, железнодорожную технику и оборудование. Что касается высокоскоростных поездов, то до недавнего времени в целях повышения конкуренции они принимали заказы чуть ли не за половину привычной на международном рынке стоимости. Слияние компаний означает, что Китай активизирует экспорт высокоскоростных железнодорожных составов, вагонов метро и железнодорожной техники, и это неизбежно окажет значительное влияние на стратегию железнодорожных компаний во всем мире, которые ожесточенно конкурируют между собой, а также то, что Китай намерен сделать «экспорт инфраструктуры» национальной стратегией. Заручившись поддержкой со стороны финансов (инвалютные запасы Китая составляют 4 трлн долларов, к тому же для этих целей Китай инициировал создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций) и производственных возможностей, в международных тендерах на строительство инфраструктурных объектов Китай намерен обогнать всех конкурентов, в частности японские предприятия.
Как все помнят, во время визита премьера Ли Кэцяна в Москву (октябрь, 2014 г.) представители Национального комитета по развитию и реформам КНР и китайской корпорации «China Railway Construction Corporation» подписали меморандум о взаимопонимании в области высокоскоростного железнодорожного сообщения с Министерством транспорта России и ОАО «Российские железные дороги», подтвердив свое желание участвовать в строительстве и финансировании первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва–Казань» (около 800 км). На следующем этапе стороны планируют приступить к строительству высокоскоростного транспортного коридора «Москва–Пекин» длиной 7 тыс. км, минимальная стоимость строительства которого оценивается в 230 млрд долларов.
Помимо стран с быстро развивающимися рынками, Китай также намерен покорить США и Европу. Так, например, в октябре 2014 года «Бэйчэ» получила заказ на поставку 284 вагонов метро для Бостона. В прошлом году китайские локомотивы также отправились в Эстонию.