После того как фондовый индекс Shanghai Composite упал на 7,4%, Народный банк Китая (Центробанк Китая) пошел на исключительные меры: он понизил ключевые ставки, а далее также понизил ставку по 7-дневным операциям обратного РЕПО и осуществил вливание в размере 50 млрд юаней (около 8,1 млрд долларов США). Базовая ставка кредитования в юанях была снижена на 0,25% и теперь составляет 4,85%, а депозитная ставка понизилась на 0,25% и теперь составляет 2%.
Кроме того, Центробанк сократил размер резервов (–0,5%), которые некоторые банки должны держать в неприкосновенности, чтобы помочь им в кредитовании сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса. По словам главного экономиста J.P. Morgan по Китаю Чжу Хайбина, снижение нормы поспособствует высвобождению до 500 млрд юаней, которые могут пойти на заемы частному бизнесу и сельскому предпринимательству.
Как написал Wall Street Journal, падение индекса Shanghai Composite словно слизало языком 1,25 трлн долларов с фондового рынка, то есть сумму, равную приблизительно размеру экономики Мексики. После объявления соответствующих мер индексы пошли вверх.
Обычно после таких действий центробанков, направленных на монетарное стимулирование, валюты соответствующих стран слабеют, но с Китаем все произошло наоборот. Китайский Центробанк пошел на такие меры, чтобы избежать падения фондового рынка, но при этом дал понять, что будет и далее открывать рынок для иностранного капитала, а это, в свою очередь, служит укреплению юаня. Дело в том, что падение фондового рынка всегда оборачивается утратой доверия со стороны инвесторов, но в этот ключевой для Китая момент, когда правительство пытается уменьшить зависимость от экспорта и инвестиций в инфраструктуру, повысить роль частного бизнеса и содействовать росту потребительских доходов, т.е. вообще перейти к новой модели экономического развития, этого допускать никак нельзя.
Некоторые специалисты связывают проблемы фондового рынка Китая с ухудшением прогноза роста экономики: если раньше рост экономики прогнозировался на уровне 7,1%, то теперь он составляет 7%. В первом квартале ВВП Китая вырос на 7% в годовом выражении. Тем не менее, прогноз роста потребительских цен (индекс CPI) понизился с 2,2% до 1,4%. В апреле CPI увеличился на 1,5%, а в мае – на 1,2%.
В конце июня официальные лица Китая и МВФ встретились для обсуждения технических вопросов в случае становления юаня резервной валютой. Эту неделю юань и котировки начали с энергичного подъема.