По действующим сейчас правилам россияне могут получать почтовые отправления из-за рубежа на сумму до 1000 евро и весом до 31 кг в месяц без уплаты пошлин. Министерство финансов России подготовило проект постановления правительства, согласно которому порог беспошлинного однократного ввоза в Россию покупок, совершенных в зарубежных интернет-магазинах, понизится до 150 евро, причем вес посылки не должен превышать 1 кг.
На сегодняшний день Россия является одним из главных рынков для китайских предприятий, занятых в области трансграничной электронной торговли. Введение нового постановления в действие, как утверждают аналитики, больно ударит по китайским интернет-ритейлерам. Теперь, для того чтобы развиваться на российском рынке, китайским компаниям придется либо создавать на территории России склад, предназначенный для хранения товаров в рамках китайско-росссийской интернет-торговли (обычно в приграничном районе), либо открывать в России свой филиал, чтобы проводить продажи через него.
Как видно из таможенной статистики, в 2013 году объем трансграничной интернет-торговли китайских ритейлеров составил 70 млрд юаней. Это, разумеется, намного меньше объема розничной интернет-торговли внутри Китая, но нельзя не признать темпы роста впечатляющими: так, в 2008–2013 гг. ежегодный составной рост трансграничной интернет-торговли находился на уровне 31%. Европейские страны и США являются зрелыми рынки с хорошо развитой интернет-торговлей, поэтому в области электронной коммерции там царит жестокая конкуренция. Понимая это, китайские ритейлеры решили обратить внимание на новые быстро развивающиеся субъекты, ярким представителем которых выступает Россия.
В 2013 году в Россию из-за рубежа прибыло более 7 млн посылок на общую сумму, превышающую 2,8 млрд евро. При этом, свыше 60% посылок пришли из Китая. В настоящее время китайские площадки интернет-торговли ежедневно отправляют российским покупателям товар на 4 млн долларов США. Многих привлекает огромный потенциал российского рынка. Российским интернет-ритейлерам принадлежит лишь 1,9% рынка розничной торговли в стране, в то время как в Китае интернет-ритейлеры удерживают 6,3%, а средний показатель во всем мире – 6,5%. Из-за высоких цен в реальных магазинах многие россияне начинают все чаще совершать покупки в Интернете. По мере распространения Интернета и изменения потребительских предпочтений в скором времени россияне станут покупать еще больше китайских товаров через онлайн-магазины, несмотря на ряд сложностей с отправкой и расчетом.
Что же заказывают российские потребители по Интернету? По признанию китайских интернет-ритейлеров, в основном россияне покупают одежду, электронику, обувь, сумки, украшения и автозапчасти. Китайские продавцы одежды и обуви в основном из пров. Чжэцзян и Цзянсу, а продавцы электроники и украшений – из Шэньчжэня.