С этого года ЕС ужесточил таможенный контроль в отношении импортируемого чая. На сегодняшний день уже немало партий китайского чая были задержаны и отправлены обратно по причине того, что в них были обнаружены следы таких пестицидов, как толфенпирад, хлорфлуазурон и луфенурон.
Все это заставило Китай задуматься над тем, как лучше противодействовать экспортным барьерам, которые ужесточаются с каждым годом.
В 2013 году Китай экспортировал 326 тыс. тонн чая. Учитывая, что всего за прошлый год было произведено около 1,7 млн тонн чая, экспорт не составил и 20%. В пересчете на «жэньминьби» Китай экспортировал чай менее чем на 10 млрд юаней, в то время как валовый оборот всей цепи производства чая в Китае приблизился к 250 млрд юаней. Согласно прогнозу, в последующие 20 лет производство чая в Китае вступит в новую эпоху, когда соответствующий показатель будет исчисляться в триллионах юаней. По сравнению с этими цифрами экспорт на уровне 10 млрд юаней кажется смехотворно низким.
Начиная с 2011 года ЕС, Япония и другие страны ужесточили стандарты в области сельскохозяйственных удобрений для импортируемых сортов чая. Это не могло не оказать влияние на экспорт китайского чая. К тому же, в последнее время многие предприятия, наслышавшись о трудностях прохождения экспортной таможни или столкнувшись с проблемой возвращения товара по причине несоответствия требованиям европейских стран, стали отказываться от идеи освоения зарубежного рынка и направили силы на расширение своей доли на внутреннем рынке. Это еще больше обострило конкуренцию на чайном рынке Китая и оказало давление на цены.
По мнению экспертов, китайские производители чая должны отказаться от прошлой модели экспорта, когда главной статьей был зеленый чай, и расширить поставки пакетизированного чая и черного чая. Только таким образом, убеждены аналитики, можно добиться увеличения поставок чая в ЕС, в Россию, на Украину и в другие страны. К тому же, крупные поставщики китайского чая, экспортирующие продукцию под известным брендом, должны открывать специализированные магазины по продаже чая за рубежом, проводить рекламные акции и т.д., чтобы потребители привыкли к китайскому чаю, полюбили его и ввели в список постоянных покупок. Например, в некоторых странах уже открыты магазины китайского чая под марками «Тяньфу минча», «Бама чае» и др., но их совсем мало.