По прогнозам российской туристической ассоциации “Мир без границ”, количество граждан Китая, посетивших Россию в 2015 году, достигнет 1,3 млн человек. “Из них около 670 тыс., или 51%, составят туристы. Причем 80% придется на групповые туры”, – сказала исполнительный директор ассоциации С. Пятихатка. За первые девять месяцев 2015 года в России побывало 1,117 млн китайских туристов, из них 395 тыс. – в Москве.
Многие страны сейчас буквально “сражаются” за китайских туристов, так как те являются одними из главных потребителей товаров класса “люкс” и готовы выкладывать немалые суммы за продукцию всемирно известных брендов, не облагаемую таким высоким, как на территории Континентального Китая, налогом. Что касается суммарных трат в ходе зарубежных поездок, то путешественники из Китая сейчас вышли на первое место в мире. По данным Министерства коммерции Китая, в 2015 году китайские туристы потратили за границей около 1,2 трлн юаней (свыше 182 млрд долларов).Так, например, в России, помимо сувенирной продукции, они покупают ювелирные изделия, кожу, меха, деликатесы. Из-за сильного падения курса рубля многим иностранцам, включая китайцев, стало выгодно совершать покупки в России, поэтому среди китайцев даже пошла мода закупаться в России.
Только в Москве туристы из Китая в прошлом году потратили от 800 млн до 1 млрд долларов США. Такое заявление сделал руководитель столичного департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма В. Черников. Эта цифра вовсе не так велика, как кажется на первый взгляд, ведь только в Австралии китайские туристы потратили 5,4 млрд долларов. В среднем, приехав в Москву, китайцы тратят от 2 до 4 тыс. долларов каждый. По словам В.Черникова, пока точных данных по результатам всего года нет, но уже можно с уверенностью говорить о том, что в 2015 году Москву посетило свыше 400 тыс. китайцев, причем более половины — по безвизовой программе.
Китайские туристы составили 10% от общего количества посетивших в прошлом году Россию иностранных туристов. С учетом того, что количество туристов, приезжающих в Россию как в составе безвизовых тургрупп, так и в индивидуальном порядке, неуклонно растет, России необходимо развивать туристический бизнес, чтобы повышать свою привлекательность, изыскивать инвестиции для строительства новых гостиниц, ресторанов и прочих туристических объектов.
Россия, к сожалению, не является модным и популярным направлением для китайских туристов. Как пишет “Жэньминь жибао” со ссылкой на данные платежной системы UnionPay, самыми любимыми для китайцев по-прежнему остаются Япония, Южная Корея, Европа и США.
Согласно статистике, китайцы в прошлом году совершили 5 млн поездок в Японию, что на 107% больше, чем в 2014 году. Каждый четвертый иностранный турист в Японии – китаец. Таким образом, Китай стал главным источником доходов для туристической отрасли Японии. Также большой популярностью пользуются турпоездки в Южную Корею: в прошлом году китайцы посетили эту страну 6,11 млн раз. Соответственно, более 40% всех иностранных туристов в Южной Корее были китайцами. После того как посольство США стало выдавать китайцам туристические визы сроком на 10 лет, количество посещающих США китайцев резко возросло. В 2015 году число китайских туристов в США выросло на 16,5% и составило 3 млн человек. Причем, расходы каждого китайца в стране в среднем составили 6-7 тыс. долларов, а это ощутимо больше, чем обычно тратят в США туристы из других стран.
Российское руководство осознает массу новых возможностей, связанных с тем, что Китай является первым по величине въездным рынком для России, поэтому открывает в Китае национальные туристические офисы России Visit Russia. Такой офис уже действует в Пекине, в ближайшем будущем офис Visit Russia также откроется и в Шанхае. Замглавы Ростуризма С. Корнеев обратил внимание на то, что в последние годы Россия уделяет большое внимание организации максимально комфортной для китайских туристов среды. “Россия стала более гостеприимна для китайских туристов, мы активно поддерживаем программу “Чайна френдли”, в рамках которой создается удобная, комфортная среда для туристов из Китая, в наших гостиницах, на наших туристических маршрутах появляются логистика, обслуживание на китайском языке. Мы очень активно отслеживаем, чтобы все необходимое для удобства китайских туристов появлялось как можно быстрее”, — сказал С. Корнеев.