Стремительный рост экономики и ВВП, который к удивлению многих Китай уверенно демонстрирует на протяжении последних пятнадцати лет, стимулировал быстрое развитие выставочно-ярмарочного бизнеса в стране. Сейчас выставочная индустрия переживает беспрецедентный бум, тематические выставки в Китае идут постоянно круглый сезон. Причем, по мнению экспертов, китайский выставочный бизнес не только сохраняет активность, невзирая на негативное влияние финансово-экономического кризиса, но и уже стал играть роль одного из важных движителей национальной экономики. Если до недавнего времени лишь немногие выставки в Китае и ярмарки имели международную направленность и потому не представляли большого интереса для иностранных компаний, то на сегодняшний день китайский выставочный рынок демонстрирует большую открытость и всецело обращен к миру.
Первой профессиональной специализированной выставкой, которую стал проводить Китай, считают ярмарку «Озеро Сиху» (англ.: WEST LAKE INTERNATIONAL EXPO). Впервые она прошла в 1929 году в Ханчжоу провинция Чжэцзян и была направлена на содействие развитию торгово-промышленной отрасли Китая. С 2000 г. традиция проведения этой международной выставки возобновилась. После образования Китайской Народной Республики в 1949 году страна неоднократно проводила различные ярмарки для развития экономических, научных и культурных связей с дружественными социалистическими странами и выставки достижений народного хозяйства (в Дацине, Дачжае и др.). С 1952 года в Гуанчжоу стали проводить выставки экспортных товаров. После начала проведения политики реформ и открытости в Китае, инициированной в 1978 году Дэн Сяопином, на выставочный рынок Континентального Китая хлынули европейские и гонконгские компании. И выставки в Китае стали проходить регулярно, а вскоре, при поддержке иностранного бизнеса, они превратились в крупные международные выставки-ярмарки. Постепенно в выставочный процесс влились китайские научные общества, ассоциации, центры и компании на неправительственном капитале.
Самые главные выставочные комплексы страны находятся в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу провинция Гуандун. Всего в КНР насчитывается около 150 выставочных площадок. Крупные международные выставки в Китае обычно проходят в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и АР Сянган. К примеру, в 2012 году было организовано 8 тыс. различных выставок. Выставочный бизнес страны по темпам развития, количеству проводимых экспо-шоу и выставочным площадям, если не лидирует в мире, то, по крайней мере, уж точно в числе фаворитов в Азии. Ежегодно количество выставок и ярмарок, а также площади экспозиций увеличиваются примерно на 20%. Среднегодовые доходы выставочного бизнеса в Китае составляют сотни миллиардов юаней, и это далеко не предел.
Согласно рейтингу, ежегодно составляемому Международной ассоциацией конгрессов и конфренций (англ.: ICCA), Китай входит в первую «десятку» стран и городов по количеству проведенных в них международных мероприятий, а Пекин находится на 10-м месте в рейтинге соответствующих городов. И это вовсе не удивительно. В столице Поднебесной проходят Международная выставка станков и машинного оборудования (англ.: CHINA INTERNATIONAL MACHINE TOOL&TOOLS EXHIBITION), Международная выставка оборудования и технологий водоснабжения (англ.: WATER TECHNOLOGY&EQUIPMENT EXHIBITION, Международная выставка оптики (англ.: CHINA OPTICS), Международная выставка технологий и оборудований энергетической отрасли (англ.: CHINA POWER). А также Международная выставка нефтегазовой индустрии IOGCEC, горнодобывающей промышленности CHINA COAL&MINING, строительной индустрии CTC и 80 с лишним других международных выставок. Сегодня выставки в Китае получили признание со стороны Всемирной ассоциации выставочной индустрии (англ.: UFI).
Кроме того, около 30 крупных международных выставок, среди которых Международная выставка автомобильной промышленности в Шанхае (англ.: SHANGHAI INTERNATIONAL AUTOMOBILE INDUSTRY EXHIBITION), Китайская импортно-экспортная выставка (англ.: CHINA IMPORT&EXPORT FAIR) и Международная выставка строительной техники и оборудования в Пекине (англ.: BEIJING INTERNATIONAL CONSTRUCTION MACHINERY EXHIBITION), уже стали общепризнанными международными брэндами и имеют широкое влияние на международном рынке. Все это, безусловно, демонстрирует высокий уровень развития выставочной индустрии в стране, а понятие выставки в Китае получило солидный статус.
Китайская импортно-экспортная выставка, или Кантонская ярмарка, пожалуй, больше всего известна российским бизнесменам. Она проводится дважды в год – весной и осенью. Большинство предпринимателей, работающих с КНР, постоянно ездят на эту выставку, так она предоставляет возможность оценить продукцию, найти надежных поставщиков и заключить договор о поставках товара.
Большинство выставочных мероприятий имеет специализированную направленность. Их тематика охватывает практически все промышленные отрасли от машиностроения, электроники и металлургии до текстиля, одежды, сельского хозяйства, мебели, транспорта и туризма. Примерно 10% выставочной тематики связано с информационными и телекоммуникационными технологиями, применением компьютерной техники: среди них одна из крупнейших международных выставок, посвященных информационным технологиям, локальным сетям и мобильной связи, которая проходит раз в два года в Пекине – PT/EXPO COMM CHINA, а также международная выставка компьютерных технологий CHINA COMPUTER WORLD EXPO.
Если раньше правительство активно участвовало в выставочном процессе, то теперь, в связи с углублением рыночной экономики в стране, правительство берет на себя организацию не более 20% выставок и ярмарок. Причем, только 10% выставок в Китае проводятся полностью на правительственные дотации. Подавляющее большинство проектов выставочной индустрии было рождено, развивается и набирает силу по правилам свободного рынка.