Производство мебели в Китае, как и большинство производств различных товаров в стране, достигло глобальных масштабов и имеет четкие тенденции экономического и технологического роста.
На сегодняшний день мебельная промышленность КНР переживает период стабильного умеренного развития. За 2010–2013 гг. совокупный среднегодовой темп ее роста составил 17,8%. Но в ближайшие годы, как предполагают аналитики, эти показатели не превысят 15%. Хотя в целом и на внутреннем, и на международном рынке спрос мебель из Китая сохранит положительную динамику.
В 2012 году стоимость валовой продукции мебельной промышленности Китая составила 1,01 трлн. юаней, а в 2013 году – 1,13 трлн. юаней, что является очень обнадеживающими показателями. Если раньше многие мебельные предприятия страны были в первую очередь ориентированы на внешний рынок, в частности США и стран Европы, то сейчас происходит переориентация. В результате принятого КНР на высшем политическом уровне решения по стимулированию внутреннего потребления и необходимости противодействовать торговым барьерам, установленным западными странами, многие импортно-экспортные предприятия Китайской Народной Республики начали усиленно работать над укреплением своих позиций на местном рынке, где мебель из Китая исторически имеет крепкие позиции. И параллельно изыскивают возможности освоения рынков в различных новых быстро развивающихся регионах мира экономических субъектов.
Среди профессионалов-мебельщиков во всем мире принято делить изготовление их «произведений» на несколько ключевых направлений, и мебель из Китая не исключение. Понятный пример – это производство функциональной мебели, или, как сейчас принято говорить, – для офиса, когда внешнему убранству предметов уделено минимум внимания, а приоритет отдан удобству в сочетании с невысокой стоимостью. Далее, конечно же, окажется мебель для кухни – столь любимого многими ми жителями России места времяпрепровождения в домашних условиях. Следом, безусловно, правильно указать спальни и детскую мебель. Далее уже пойдут кабинеты, гостиные, прихожие и ванные комнаты. Кстати, современная мебель из Китая широко представлена во всех перечисленных сегментах, причем, в огромном многообразии дизайнов, начиная с самой формы кровати, стула или стола, и заканчивая их цветом и фактурой материалов изготовления. В последнем случае китайские производители успешно освоили всю гамму применяемые мебельщиками решений – от натурального дерева и кожи высшего качества, до самых разнообразных тканей обивки, включая эксклюзивные варианты.
Если производство товарной продукции стремительно развивается, значит, существует и рынок ее сбыта – пример роста спроса на мебель из Китая убедительно подтверждает данный тезис. Правда, в одних государствах сбыт замыкается в рамках только внутреннего рынка, но для производителей некоторых стран рынком становится буквально все мировое пространство с его глобальным потребителем. Показательно, что в КНР параллельно с успехом развиваются оба рынка.
Причем, если раньше крупные производители учитывали исключительно последние модные веяния на международном рынке, то теперь они также принимают во внимание изменения спроса среди китайских потребителей. Высокая популярность и социальный заказ на мебель из Китая во всем мире продиктована в первую очередь отличным соотношением цены и качества.
Как становится ясно из обзоров аналитиков, в 2014–2018 гг. для мебельной промышленности КНР будут актуальны две основные тенденции: повышение доходов населения, дальнейшее формирование в городах крепко стоящего на ногах среднего класса и распространение новых потребительских представлений. Совокупно данные параметры способствуют появлению на рынке большего количества высококачественной мебели высокого ценового сегмента и класса «люкс», а также компаний, готовых изготавливать мебель под индивидуальный заказ клиента. С другой стороны, по мере расширения урбанизации и масштабного строительства социального и экономичного жилья возрастет спрос на недорогую функциональную мебель из Китая, которую смогут себе позволить выходцы из сельскохозяйственных регионов и провинции, и перебравшиеся в города крестьяне и небогатые слои населения.
Основными материалами для производства мебели в КНР считаются древесина и древесные материалы, пластмасса и металл. Многие отдают предпочтение натуральному дереву, в частности красному дереву. В качестве обивочных материалов для мягкой мебели используется хлопок, лен, шерсть, шелк, различные виды синтетических волокон, дермантин и кожа. В последнее время новые тенденции в производстве мебели приводят к появлению инновационных дизайнерских предложений и расширению спектра материалов, используемых в выпуске. По сути мебель из Китая, так же как в других странах, становится испытательной площадкой для дизайнеров и технологов, ищущих актуальные стилистические и конструкторские подходы к созданию коллекций.
Китайские предприятия активно автоматизируют производство, внедряя компьютерные системы контроля. Это позволяет не только ускорить темпы производства, но и улучшить процесс контроля качества.
Основное производство китайской мебели сосредоточено в нескольких центрах – экономических зонах на юге и востоке Китая. Здесь собраны все необходимые ресурсы – дешевая рабочая сила, необходимые для любого бизнеса финансовые потоки, а также налаженные каналы поставок импортного сырья. На выходе производитель, действующий в южных и восточных районах страны, получает и наиболее оптимальные условия по логистике, чтобы поставлять мебель из Китая за рубеж.
Ведущими экономическими зонами, где развито мебельное производство, в КНР считаются две провинции: Гуандун и Чжэцзян. Провинция Гуандун – крупнейший регион, собравший самых авторитетных китайских предпринимателей-мебельщиков. Там изготавливается более 20% от общего объема производимой в стране мебельной продукции. В настоящее время на территории провинции Гуандун насчитывается более 6000 мебельных фабрик. В г. Шуньдэ (провинция Гуандун) расположены сотни специализированных торговых центров, реализующих только мебель из Китая.
Провинция Чжэцзян – это вторая по величине производства китайская «мебельная вотчина». Здесь выпускается 12% от общего объема товарной продукции данной категории. Число предприятий, занятых мебельным ремеслом, достигает 3000.
Однако в последние годы север и северо-восток Китая также стали известны благодаря своими мебельным производством. Город Ланфан, например, собрал у себя несколько сотен небольших мебельных фабрик, на которых клиенты в основном размещают свои индивидуальные заказы. Важнейшее преимущество мебельной продукции, которая производится на северо-востоке страны, – это низкая цена. Себестоимость местной «мебели из Китая» намного ниже, чем у схожих изделий из южных районов. Данная ситуация обусловлена несколькими факторами: дешевая рабочая сила, более низкая стоимость аренды земли под производство, более пригодные для производства мебели климатические условия, а также политика китайского правительства в отношении севера и северо-восточных провинций – льготы и поощрения производителям. Все это делает мебельную продукцию, произведенную на севере КНР, довольно привлекательной для российских покупателей.
Экспортировать мебель из Китая традиционно помогают три главных схемы. Первая предполагает участие импортно-экспортных компаний, которые специализируются на поставках товаров за рубеж и наработали отлаженные каналы логистики и уже сформировали клиентскую базу из оптовых покупателей в разных регионах мира. Иногда уверенные в собственных силах фабрики выбирают прямую реализацию на рынке или пробуют себя в этой схеме работы с покупателями, но позже отказываются от нее. Либо, а наиболее развитые и финансово устойчивые производители сразу принимают грамотное решение, организуют собственные экспортные отделы, сформированные непосредственно при родной мебельной фабрике.
В виду того, что правительство Китайской Народной Республики взяло курс на снижение чрезмерной зависимости экономики страны от экспорта, а также в силу постепенного повышения себестоимости производства в мебельной промышленности, доходы от экспорта мебели из Китая могут постепенно снизится. В 2012 году экспорт мебельной продукции в денежном выражении составил 48,82 млрд. долларов США, а в 2013 году – 51,83 млрд. В последние три года совокупный среднегодовой темп роста экспорта мебели из КНР находился на уровне 7,27%, а темп внутреннего потребления мебели составил 21,1%.
Основными потребителями китайской мебели являются Тайвань, Соединенные Штаты Америки, Япония, Корея, Германия и Италия. Судя по ситуации, характеризующей Китайскую Народную Республику как мирового производителя мебели, независимо от коррекции спроса и ранжирования регионов сбыта готовой продукции, темпы развития китайской мебельной индустрии будут расти. В стране, тысячелетия назад отгородившейся от враждебного внешнего мира Великой китайской стеной, уже четко выработалась стратегия производства, оптимально совмещающая в себе трудовой потенциал, развитые технологии и гибкую финансово-рыночную политику государства и частных предприятий.
UGL Corporation Limited имеет огромный опыт поставок мебели на российский рынок. Мы знаем преимущества и недостатки мебели, производимой на юге и севере Китая, а также хорошо знакомы с тонкостями, критериями и методами проверки качества продукции, о которых всегда помним и придерживаемся в процессе контроля и отправки заказа клиенту. Наша компания регулярно проводит мониторинг мебельного рынка КНР, находит новых производителей и изучает предлагаемый ими ассортимент. Мы внимательно отслеживаем новые тенденции в области спроса на мебель китайского производства в России и странах СНГ и хорошо ориентируемся в ценах. Компания UGL сможет предложить Вам наиболее подходящий вариант по соотношению цена-качество, максимально отвечающий поставленной задаче и интересам бизнеса.