Автомобильная промышленность, в том числе одна из ее важнейших отраслей – отрасль по производству авторезины, выступает важной опорой народного хозяйства Китая. К тому же, на нее приходится большая доля потребительских расходов населения. По мере уверенного развития автомобильной промышленности спрос на шины/покрышки неуклонно растет, а это в свою очередь стимулирует спрос на оборудование по производству шин. Шинная промышленность, включающая как производство шинного оборудования, так и самих шин, всецело зависит от каучуковой отрасли.
Как известно любому автолюбителю, шины – это важный элемент автомобиля, так как именно от шин зависит качество сцепления колеса с дорожным покрытием, а значит и безопасность езды. Низкая цена в сочетании с хорошим качеством издавно являются главным достоинством китайской продукции. Шины разных китайских марок, неоднократно принимавшие участие в тестах российских и западных автожурналов, заслужили неплохую репутацию среди зарубежных потребителей, в то время как китайское оборудование по производству шин также стремительно завоевывает международный рынок. Учитывая, что китайские производители постоянно повышают качество товаров и оборудования, настойчиво добиваясь соответствия принятым на международном рынке стандартам, можно с уверенностью говорить, что в недалеком будущем шины и шинное оборудование от ведущих производителей Китая займут достойное место среди наиболее узнаваемых и надежных брендов на мировом авторынке.
В настоящее время Китай реализует план подъема 10 важных отраслей народного хозяйства, при этом три из них создают благоприятные условия для ускоренного развития оборудования для производства авторезины. Подъем автомобильной отрасли увеличит спрос на автомобили, шины и, соответственно, на оборудование для шинного производства и резину как основное сырье. Подъем нефте-химической отрасли в Китае предоставит производству шинного оборудования новые возможности в области финансирования и создаст условия для внедрения льготной политики. В-третьих, подъем отрасли по производству оборудования будет способствовать появлению нового качественного шинного оборудования с использованием инновационных разработок; у предприятий появятся средства на разработку собственного оборудования вместо покупки дорогостоящего импортного оборудования. Это послужит импульсом к наращиванию объема экспорта шин и шинного оборудования, снизит зависимость от импорта зарубежного оборудования и послужит формированию группы авторитетных китайских брендов, пользующихся популярностью в стране и за рубежом.
Нельзя забывать также о том, что базовые производства мировой каучуковой промышленности постепенно переносятся в Китай. На протяжении нескольких десятилетий Северная Америка являлась главным центром производства и потребления для всей мировой каучуковой промышленности. После вспышки международного финансового кризиса каучуковые производства, особенно производственные мощности шинной отрасли, стали перемещаться в новые быстро развивающиеся субъекты. Многие компании тут же обратили заинтересованные взоры на Китай. Китайские производители оборудования для производства резины и резиновых шин, оказавшись в выгодном положении, поспешили воспользоваться новыми преимуществами. И это также дало толчок к развитию всей китайской отрасли по производству оборудования. На данный момент в Китае действует несколько десятков довольно крупных предприятий, занимающихся оборудованием по производству каучука, которые созданы на иностранном и совместном капитале. Самыми успешными проектами являются совместное производство оборудования для обработки резины и пластика китайской компанией «Иян» и японской компанией Kobelko (они создали совместное предприятие и успешно поставляют на рынок различные виды соответствующего оборудования, в частности вулканизаторы – устройства, предназначенные для ремонта резиновых изделий, восстановления герметичности шин, бескамерных покрышек и др.), а также совместное производство формообразующих устройств компанией MESNAC (Циндао, Китай) и словацкой компанией-производителем резины для автомобилей Matador.
Появление на китайском рынке крупных зарубежных производителей каучука и соответствующей продукции сыграло на руку китайским производителям и ускорило их выход на международные рынки, так как таким образом в Китай пришло самое современное оборудование и передовые технологии по производству авторезины. Правда, как с беспокойством отмечают эксперты, отечественным предприятиям теперь приходится нелегко, ведь даже в самом Китае они вынуждены конкурировать с совместными и чисто иностранными компаниями.
Кроме того, по мере ухода крупных игроков с рынка оборудования для производства авторезины, таких как японские корпорации Mitsubishi и Kobelko, китайские производители оборудования для авторезины будут получать все большие заказы, а значит становиться сильнее и могущественнее. По самым оптимистичным прогнозам, уже в ближайшие 10 лет китайские производители могут войти в тройку крупнейших производителей соответствующего оборудования в мире.
Крупнейшие мировые производители шин, такие как MICHELIN, BRIDGESTONE, GOODYEAR и CONTINENTAL, сейчас проводят техническую модернизацию и совершают крупные закупки оборудования для производства авторезины. Учитывая хорошую репутацию китайских производителей на международном рынке автопрома, MICHELIN уже закупил большую партию китайского оборудования.
Главными импортерами китайских легковых шин являются США, Великобритания и Германия. При этом США выступают не только главным импортером китайских легковых шин, но и грузовых. Китай также активно поставляет грузовые шины в ОАЭ и Россию. Провинция Шаньдун считается самым крупным производителем и экспортером авторезины в Китае.