Начиная со второй половины 2014 года отрасль по производству строительной керамики и соответствующего оборудования в Китае стала переживать некоторый спад, вызванный неблагоприятной ситуацией на внутреннем рынке. Многие производители керамики не только не осмеливались увеличивать производство, но даже стали выборочно закрывать производственные линии. На это тут же отреагировали китайские предприятия по производству оборудования для керамической плитки и стали изыскивать способы расширить свое присутствие на зарубежных рынках. После участия в Международной выставке технологий и оборудования для керамической промышленности в сентябре 2014 года (Италия, Римини) китайские производители оборудования посетили офисы своих европейских партнеров, чтобы предоставить им техническую поддержку и выяснить новые требования к соответствующему обслуживанию.
Как известно, для открытия завода по производству плитки необходимо закупить следующее оборудование: печь, смеситель, мельницу, транспортеры, сушилку, прессы и т.д. Китайские производители могут предоставить все необходимое оборудование, но особенно они известны своими прессами. Ранее они успешно перенимали и заимствовали итальянские и другие технологии, выкупали (а порой, что тут скрывать, просто копировали) клише и пресс-формы прошлогодных коллекций, выпуская более дешевую, чем у конкурентов, плитку, а теперь они являются полноправными участниками рынка оборудования для производства плитки и могут предоставить заказчику различные виды прессов, позволяющие выпускать плитку различного дизайна и формата.
На сегодняшний день подавляющая доля на рынке Китая принадлежит прессам «Keda» и «Henglitai». От них стараются не отставать «Haiyuan» (пров. Фуцзянь), «Wuling» (пров. Хунань), «Qingji» (Таншань пров. Хэбэй), «Taoji» (Цзиндэчжэнь пров. Цзянси). Вместимость рынка прессов и другого оборудования для керамического производства в Китае довольно ограничена, поэтому производители стали активно продвигать оборудование, выпускаемое под собственными марками, на экспорт. Нужно сказать, что китайские прессы первыми завоевали признание рынка.
Подъем отечественных производителей прессов для керамической плитки позволил в значительной степени ослабить зависимость от импортного оборудования. В результате снижения продаж импортных прессов в Китае на китайском рынке осталось лишь несколько проверенных временем марок, в том числе итальянская «Sacmi».
Основными экспортерами прессов и другого оборудования для производства керамической плитки являются «Keda Clean Energy», «Henglitai», «Haiyuan», «Guangdong Jebsen Machinery» и «Lida Machinery». В основном они нацелены на азиатский рынок, однако одновременно с этим стараются «охватить» и другие регионы. Так, например, «Keda Clean Energy» экспортирует оборудование в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Америку, Африку, Западную Азию и Средний Восток; «Henglitai» поставляет оборудование в Индию, Вьетнам, Иран и Индонезию.
Как говорит генеральный директор «Henglitai» Ян Сюэсянь, если раньше все китайские производители буквально боготворили технологии и оборудование «Sacmi», то сейчас как самим производителям оборудования, так и их европейским парнерам ясно, что китайское керамическое оборудование сделало огромный шаг вперед и уже приблизилось к передовому мировому уровню. На данный момент конкуренция на международном рынке прессов в основном происходит между итальянской компанией «Sacmi» и китайской «Henglitai». Когда в 2008 году «Henglitai» вышла на рынок со своими прессами, «Sacmi» снизила цены на свою продукцию, чтобы не растерять клиентов; в ответ на «Henglitai» скорректировала свою рыночную стратегию и по результатам 2010 года обогнала «Sacmi». В 2012 году «Sacmi» представила новые виды прессов и вновь одержала верх, однако «Henglitai» также не стояла на месте и в 2014 году вновь лидировала по результатам продаж.
Появление начиная с 2007–2008 гг. на мировом рынке китайского оборудования для керамической плитки не только изменило соотношение сил среди производителей, но и поменяло предпочтения покупателей. Например, если раньше индийские компании предпочитали закупать бывшее в употреблении оборудование, произведенное в Европе, то теперь по мере упрочения надежности, повышения эффективности и увеличения срока эксплуатации китайского оборудования многие стали проявлять интерес к китайским маркам. В 2013–2014 годах многие китайские компании отметили значительный рост продаж своего оборудования за рубежом, что, безусловно, говорит о признании и доверии со стороны иностранных парнеров.
Было бы неправильно думать, что китайское оборудование для производства плитки завоевывает популярность только за счет ценового преимущества. Оптимальное соотношение цены и качества и отличное обслуживание стали «козырной картой» китайских предприятий, позволившей им выйти в первые ряды мировых производителей. По словам Ян Сюэсяня, главное, на что обращают внимание зарубежные партнеры при покупке оборудования, это крупномасштабное производство, надежная работа и технические характеристики оборудования, а также соотношение цена–качество. Понимая это, китайцы постоянно внедряют инновационные разработки, предлагают новые модели оборудования и улучшают эксплуатационные характеристики, чтобы максимально соответствовать запросам широкого круга клиентов. Так что мир выбирает китайское оборудование!