Бесплатная консультация
Посмотреть все услуги
Выход на рынок Китая
Агентирование закупок в КНР
Регистрация и обслуживание компаний в Китае
Регистрация и обслуживание компаний в Гонконге
Маркетинг
Без спама — обычно раз в месяц
Подписывайтесь на рассылку полезных новостей, экспертных статей, акций, а также на соцсети
Посмотреть все медиа
Блог

Китайские автомобили в России:
комплексный анализ рынка и перспектив

Подписаться
30 марта 2021
Анна Белова
Руководитель Департамента HR сопровождения, директор Филиала в г. Ляньюньган
Российский автомобильный рынок переживает значительные трансформации под влиянием растущей роли китайских производителей. От привычных бюджетных моделей китайские марки постепенно переходят к премиальному сегменту, что подтверждает изменение восприятия и доверия российских потребителей.

Активное развитие альтернативных схем поставок, таких как CKD, помогает оптимизировать расходы и расширять производство внутри страны. Вместе с этим отрасль сталкивается с рядом сложных юридических и налоговых вызовов, требующих профессионального сопровождения. Эта статья даст подробное понимание текущей ситуации и расскажет о ключевых факторах успеха при работе на российско-китайском автомобильном рынке.

В 2024 году китайские авто заняли более половины российского рынка. Статья раскрывает основные тренды и перспективы сотрудничества. В 2024 году китайские авто заняли свыше половины российского рынка. В статье раскрыты ключевые тренды и перспективы сотрудничества.

Китайские автомобили в России:
комплексный анализ рынка и перспектив

Подписаться
24 июля 2013
Анна Власова
Руководитель Московского филиала компании
Российский автомобильный рынок переживает значительные трансформации под влиянием растущей роли китайских производителей. От привычных бюджетных моделей китайские марки постепенно переходят к премиальному сегменту, что подтверждает изменение восприятия и доверия российских потребителей.

Активное развитие альтернативных схем поставок, таких как CKD, помогает оптимизировать расходы и расширять производство внутри страны. Вместе с этим отрасль сталкивается с рядом сложных юридических и налоговых вызовов, требующих профессионального сопровождения. Эта статья даст подробное понимание текущей ситуации и расскажет о ключевых факторах успеха при работе на российско-китайском автомобильном рынке.

В 2024 году китайские авто заняли более половины российского рынка. Статья раскрывает основные тренды и перспективы сотрудничества. В 2024 году китайские авто заняли свыше половины российского рынка. В статье раскрыты ключевые тренды и перспективы сотрудничества.

Доминирование китайских автопроизводителей на российском рынке

Voyah Free Фото: RenYong / Keystone Press Agency / Globallookpress.com
В 2024 году китайские автопроизводители заняли рекордную долю — 58,3% российского рынка новых автомобилей. Это означает, что из каждых десяти проданных автомобилей шесть приходится на китайские бренды. Однако в начале 2025 года наблюдается спад поставок на 23% из-за роста утилизационного сбора и удорожания кредитов.

Россия как стратегический рынок для Китая

Значение российского рынка для китайских автопроизводителей продолжает расти. Согласно отчету China Passenger Car Association, наша страна стала крупнейшим экспортным направлением, обогнав по объемам даже традиционные рынки сбыта автомобилей из Китая в Латинской Америке и на Ближнем Востоке.

Особенно показательной стала трансформация ценового сегмента — если еще два года назад китайские автомобили ассоциировались преимущественно с бюджетным сегментом, то сегодня доля премиальных моделей стоимостью выше 3 млн рублей достигла 18% от общего объема поставок.
ROX 01 Фото: JustAnotherCarDesigner / Wikipedia

Развитие альтернативных схем поставок автомобилей из Китая

Альтернативные схемы оптовых поставок автомобилей из Китая становятся все более популярными среди китайских производителей. В 2024 году объем CKD-поставок (Complete Knock Down) из Китая достиг 120 тыс. комплектов, что почти втрое превышает показатели 2022 года.

Крупнейшие автопроизводители Китая активно инвестируют в создание сборочных производств на территории России. Например, завод Haval в Тульской области уже достиг производственной мощности 150 тыс. автомобилей в год, а предприятие Chery в Подмосковье планирует увеличить объемы сборки до 80 тыс. единиц машин ежегодно.

Такая модель организации бизнеса позволяет не только оптимизировать таможенные платежи, но и создает значительное количество рабочих мест — по оценкам экспертов, только в 2024 году было создано около 8 тыс. новых рабочих мест на сборочных предприятиях.

Юридические аспекты поставок разобранных автомобилей из Китая

Организация поставок автомобилей из Китая в разобранном виде требует соблюдения сложных нормативных требований. Особое внимание производители авто вынуждены уделять таможенному регулированию, так как для различных компонентов применяются разные коды ТН ВЭД.

В среднем, для полного комплекта деталей автомобиля требуется использовать около 15 различных кодов. Не менее сложной остается процедура сертификации — автомобили российской сборки должны проходить 37 обязательных испытаний для получения одобрения типа транспортного средства.

Отдельным вызовом становится маркировка компонентов — производителям автомобилей необходимо обеспечить идентификацию более 1200 различных деталей и узлов, каждый из которых должен соответствовать строгим требованиям российского законодательства.
Aito M5 Фото: Benoit Tessier / Reuters

Налоговые последствия и возврат НДС

Налоговые аспекты поставок разобранных автомобилей из Китая представляют собой сложную систему взаимодействия двух юрисдикций. В Китае производители комплектующих могут рассчитывать на возврат НДС по стандартной ставке 13%, однако на практике продавцы получают около 9% после вычета различных комиссий.

Средний срок обработки заявки на возврат составляет 67 дней, что требует тщательного финансового планирования. В российской системе налогообложения импортеры комплектующих автомобилей из Китая могут воспользоваться льготной ставкой пошлины в размере 5−7% вместо стандартных 15−25% для готовых автомобилей.

После сборки и реализации транспортных средств компании имеют право на возмещение 20% НДС, при условии соблюдения требований по локализации производства машин. По данным Федеральной налоговой службы, средний размер возвращаемого НДС для автомобиля среднего класса составляет около 320 тыс. рублей.

Логистика и способы доставки автомобилей из Китая

Организация поставок автомобилей и комплектующих из Китая требует выбора оптимальных логистических решений. Контейнерные перевозки остаются самым популярным способом доставки, занимая 42% от общего объема.

Стоимость такой перевозки одного автомобиля варьируется от 3,500 до 4,800 долларов, а средний срок составляет 35-50 дней в зависимости от маршрута. Железнодорожный транспорт занимает второе место по популярности с долей в 38% — он предлагает более выгодные тарифы (2,100-3,200 долларов за авто) и сокращенные сроки доставки (25-40 дней).
Автомобильные перевозки, несмотря на свою оперативность (12-20 дней), занимают лишь 15% рынка из-за ограничений по грузоподъемности. В последнее время все большее распространение получают новые логистические маршруты через Казахстан и Азербайджан, которые позволяют сократить сроки доставки комплектующих автомобилей из Китая в среднем на 18%.

Экономическая эффективность CKD/SKD поставок

Сравнительный анализ стоимости поставок автомобилей из Китая демонстрирует существенные преимущества схемы CKD. Например, для популярной модели Chery Tiggo 8 Pro традиционная поставка готового автомобиля обходится в среднем в 33,750 долларов, включая таможенные платежи.

В то же время поставка комплектующих для последующей сборки позволяет сократить общие затраты до 28,080 долларов, что дает экономию в размере 5,670 долларов на каждом автомобиле или 16,8% от общей стоимости.

Такая разница становится особенно значительной при закупке крупных партий автомобилей из Китая, позволяя компаниям существенно повышать свою конкурентоспособность на российском рынке. Дополнительным преимуществом является возможность постепенного увеличения степени локализации производства машин, что в перспективе может привести к дальнейшему снижению себестоимости.

Традиционные схемы экспорта автомобилей из Китая

Несмотря на активное развитие альтернативных методов поставок машин, традиционные схемы экспорта готовых автомобилей из Китая продолжают играть важную роль на российском рынке. Эти проверенные временем механизмы остаются востребованными среди импортеров благодаря своей отработанности и предсказуемости.

Основным способом традиционного экспорта из Китая остается поставка полностью готовых к эксплуатации автомобилей через официальных дилеров. Такая схема предполагает заключение прямого договора с китайским производителем автомобилей или его уполномоченным дистрибьютором. Особенностью этого подхода является то, что все таможенные процедуры и вопросы сертификации автомобилей производитель берет на себя, что значительно упрощает процесс для российского покупателя. Однако стоимость таких автомобилей обычно на 15−20% выше, чем при альтернативных схемах поставки.

Ключевым преимуществом традиционного экспорта автомобилей из Китая через официальных дилеров является гарантированное качество продукции и полноценная сервисная поддержка. Все автомобили из Китая проходят предпродажную подготовку, имеют полный пакет документов и заводскую гарантию. Кроме того, такие поставки обычно сопровождаются маркетинговой поддержкой и возможностью участия в специальных программах производителя автомобилей.
Changan CS55 Plus Фото: JustAnotherCarDesigner / Wikipedia
Особого внимания заслуживает схема работы с автодилерами в приграничных регионах Китая. Многие российские импортеры автомобилей предпочитают работать напрямую с крупными автосалонами в городах Харбин, Маньчжурия или Хуньчунь. Такой подход позволяет лично осматривать автомобили в Китае перед покупкой и вести переговоры о цене. Однако он требует решения всех таможенных вопросов самостоятельно, что может быть сопряжено с определенными сложностями.

Традиционный экспорт также включает в себя аукционные площадки, где можно приобрести как новые, так и подержанные автомобили. Крупнейшие аукционы расположены в Гуанчжоу, Шанхае и Тяньцзине. Эти площадки предлагают широкий выбор моделей по конкурентным ценам, но требуют от покупателя глубокого понимания местного рынка и тщательной проверки технического состояния автомобилей.

Важным аспектом традиционного экспорта автомобилей из Китая является логистика.

Наиболее распространены три основных маршрута:
  • Морские перевозки через порты Владивостока и Новороссийска;
  • Железнодорожные поставки через пограничные переходы Забайкальск и Гродеково;
  • Автоперевозки через пункты пропуска на границе с Казахстаном.

Каждый из этих вариантов имеет свои особенности по срокам и стоимости доставки автомобилей из Китая, которые необходимо учитывать при планировании поставок.

Несмотря на кажущуюся простоту, традиционный экспорт автомобилей требует тщательного подхода к документальному сопровождению. Особое внимание следует уделять сертификатам соответствия, договорам купли-продажи и таможенным декларациям. Ошибки в оформлении документов могут привести к значительным задержкам на таможне и дополнительным расходам.

В последние годы наблюдается тенденция к комбинированию традиционных и альтернативных схем экспорта автомобилей из Китая. Многие крупные игроки рынка используют оба подхода параллельно, что позволяет им оптимизировать затраты и минимизировать риски. Такой гибкий подход становится все более востребованным в условиях изменяющейся экономической ситуации.

Возврат НДС при традиционном экспорте автомобилей из Китая

Налоговые аспекты традиционного экспорта готовых автомобилей из Китая имеют ряд принципиальных отличий от схем поставки автокомпонентов. В стандартной схеме работы с официальными дилерами и производителями вся сумма НДС (13%) в Китае традиционно остается у продавца, поскольку экспортные документы оформляются непосредственно китайской стороной. Это объясняется тем, что контрактная цена автомобилей уже включает все налоговые обязательства, а производители самостоятельно решают вопросы возмещения НДС через свою налоговую систему.

Для российских импортеров ключевой возможностью налоговой оптимизации остается возмещение 20% НДС при ввозе автомобилей из Китая на территорию России. Этот процесс требует безупречного оформления комплекта документов, включая правильно заполненную грузовую таможенную декларацию с указанием полной таможенной стоимости, заверенные переводы китайских инвойсов и договоров, а также документальное подтверждение фактической оплаты налога при таможенном оформлении. Сроки подачи документов в налоговые органы ограничены трехлетним периодом с момента таможенного оформления.

Отдельного внимания заслуживают специальные экспортные схемы автомобилей, которые некоторые поставщики в Китае предлагают крупным оптовым покупателям. В частности, схема работы через экспортного агента предполагает оформление поставки автомобилей через китайскую компанию-посредника, которая может вернуть покупателю 3−5% от суммы НДС. Альтернативой являются схемы с авансовыми платежами, позволяющие поставщику уменьшить налоговую базу в Китае, или транзитные операции через третьи страны с соответствующей оптимизацией налоговых обязательств.

На практике импортеры автомобилей из Китая сталкиваются с рядом сложностей при оформлении возврата НДС. Значительные различия в налоговых периодах (ежемесячная отчетность в Китае против квартальной в России) создают дополнительные административные сложности. Налоговые органы в Китае требуют тщательного подтверждения факта реального экспорта автомобилей, а российские банки настаивают на открытии специальных валютных счетов для проведения расчетов. Любые ошибки в документальном оформлении могут привести к отказу в возмещении налога.

Сравнительный анализ эффективности различных схем показывает, что для автомобиля из Китая стоимостью 2 млн рублей традиционный экспорт позволяет вернуть до 400 тыс. рублей российского НДС, в то время как CKD-поставки дают дополнительную возможность получить 3−5% от китайской стоимости (60−100 тыс. рублей). При этом сроки возмещения существенно различаются: от 2 месяцев в Китае до 4−6 месяцев в российской налоговой системе.

Для успешного оформления возврата НДС специалисты рекомендуют российским импортерам автомобилей тщательно проверять комплектность экспортных документов у партнеров в Китае, детально прописывать налоговые условия в договорах, анализировать рейтинг поставщиков автомобилей в китайской налоговой системе и обязательно привлекать профессиональных таможенных представителей. Особую актуальность эти рекомендации приобретают в свете ужесточения контроля за трансфертным ценообразованием, введенного с 2025 года, что требует особого внимания к экономическому обоснованию контрактных цен при крупных поставках автомобилей.

Сравнительный анализ эффективности различных схем

Для автомобиля из Китая стоимостью 2 млн рублей при традиционном экспорте можно вернуть до 400 тыс. рублей российского НДС. Схема CKD позволяет дополнительно получить возврат 3−5% от стоимости автомобиля в Китае — около 60−100 тыс. рублей. Сроки возмещения различаются: в Китае это занимает примерно 2 месяца, а в России — от 4 до 6 месяцев.
Для успешного оформления возврата НДС специалисты рекомендуют российским импортерам автомобилей тщательно проверять комплектность экспортных документов у партнеров в Китае, детально прописывать налоговые условия в договорах, анализировать рейтинг поставщиков автомобилей в китайской налоговой системе и обязательно привлекать профессиональных таможенных представителей. Особую актуальность эти рекомендации приобретают в свете ужесточения контроля за трансфертным ценообразованием, введенного с 2025 года, что требует особого внимания к экономическому обоснованию контрактных цен при крупных поставках автомобилей.
Trumpchi GS8 Фото: Art Konovalov / Shutterstock / Fotodom

Перспективы российско-китайского сотрудничества

Отраслевые эксперты прогнозируют сохранение положительной динамики развития российско-китайского сотрудничества в автомобильной сфере.

Ожидается, что к 2026 году общий объем рынка новых автомобилей в России достигнет 1,8−2,0 млн единиц, при этом доля китайских марок может стабилизироваться на уровне 55−60%.

Количество сборочных предприятий китайских брендов автомобилей на территории России, по оценкам Минпромторга, увеличится до 12−15, а уровень локализации производства приблизится к 40%.

Однако для устойчивого развития отрасли предстоит решить несколько ключевых задач, включая развитие сервисной сети (требуется открытие более 300 новых станций технического обслуживания), подготовку квалифицированных кадров и адаптацию к новым экологическим стандартам. Особое внимание будет уделено развитию кредитных программ, доступность которых остается одним из основных факторов, влияющих на покупательскую активность.

Профессиональное сопровождение экспорта автомобилей из Китая и возврата НДС

Наша компания предлагает комплексные решения для бизнеса, связанного с импортом автомобилей из Китая. Мы обладаем многолетним опытом работы на этом рынке и глубоким пониманием всех нюансов таможенного оформления, налогового регулирования и логистики.

Экспертные услуги по организации поставок автомобилей
Включают полный цикл сопровождения: от выбора надежного поставщика в Китае до постановки автомобиля на учет в России. Наши специалисты проводят тщательный анализ рынка, помогая подобрать оптимальные модели автомобилей с учетом текущего спроса и специфики российского законодательства. Мы организуем проверку автомобилей перед покупкой, включая анализ истории транспортного средства и техническое состояние.

В области таможенного оформления мы обеспечиваем корректное декларирование товаров с подбором оптимальных кодов ТН ВЭД. Наши юристы готовят полный пакет документов, минимизируя риски задержек на таможне. Особое внимание уделяется расчету и оптимизации таможенных платежей, включая утилизационный сбор и пошлины.

Налоговое сопровождение — ключевое направление нашей работы. Мы помогаем клиентам максимально использовать возможности возврата НДС как в Китае, так и в российской юрисдикции. Наши эксперты разрабатывают индивидуальные схемы возмещения налога, готовят полный пакет документов и сопровождают процесс взаимодействия с налоговыми органами на всех этапах.

Для поставок автомобилей по схеме CKD мы предлагаем специализированные услуги:
  • Организацию взаимодействия с заводами-производителями в Китае
  • Контроль комплектности поставок
  • Сопровождение процесса сертификации
  • Помощь в организации сборочного производства автомобилей

Логистические решения
Подбираются индивидуально для каждого клиента с учетом типа поставки, сроков и бюджета. Мы работаем с проверенными транспортными компаниями и предлагаем оптимальные маршруты доставки автомобилей, включая мультимодальные перевозки.

Юридическая поддержка
Охватывает все аспекты внешнеэкономической деятельности:
  • Проверку контрактов с партнерами в Китае;
  • Сопровождение претензионной работы;
  • Помощь в разрешении таможенных споров;
  • Консультирование по вопросам налогового законодательства.

Наши специалисты постоянно отслеживают изменения в законодательстве России и Китая, оперативно адаптируя схемы работы к новым требованиям. Это особенно важно в условиях изменений таможенного и налогового регулирования.

Для получения подробной информации о наших услугах и расчета стоимости конкретного проекта рекомендуем обратиться к нашим менеджерам.

Мы готовы предложить индивидуальное решение, учитывающее особенности вашего бизнеса и текущие рыночные условия.
Подписаться

Бесплатная консультация

Заполните заявку. Мы перезвоним в течении 20 минут

Читайте дальше: экспертные материалы о бизнесе в Китае