В 2014 году главными рынками сбыта китайской строительной техники по-прежнему выступают Россия, Бразилия, Индия, Вьетнам, Таиланд и страны Африки. В ситуации заметного снижения спроса на внутреннем рынке именно зарубежные рынки стали местом, где китайские производители строительной техники столкнулись с жесткой конкуренцией в отрасли.
По мере повышения уровня китайской строительной техники и роста спроса на строительную технику в связи с масштабным инфраструктурным строительством в зарубежных странах китайские производители механического оборудования стали предлагать на экспорт широкий ассортимент качественной техники. Несмотря на оптимистичные прогнозы относительно будущего развития соответствующей отрасли в целом, нельзя забывать, что в этом году китайских экспортеров строительной техники поджидает ряд сложных вызовов, в том числе вялость экономики, повышение курса китайского юаня, рост цен на сырье, необходимость соответствовать различным стандартам, принятым в странах заказчиков, и т.д.
Согласно статистическим данным Таможенного управления Китая, в первой половине 2014 года объем экспортно-импортной торговли строительным оборудованием Китая в денежном выражении составил 12,066 млрд долларов США (+0,64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в том числе импорт составил 2,424 млрд долларов США (–0,24%), а экспорт – 9,642 млрд долларов США (+0,87%).
В последние годы крупные китайские производители строительной техники, такие как Sany, Zoomlion, XCMG и др., сосредоточили усилия на расширении поставок оборудования за рубеж. Рассмотрим вкратце ситуацию в области внешней торговли для каждой из компании по отдельности.
«Sany» (http://www.sanyhi.com)
В первом полугодии внешнеторговая деятельность сохраняла умеренные темпы развития, при этом в регионе Среднего Востока, Северной Африки, Индии и Латинской Америке наблюдался стремительный рост. Доходы компании от реализации строительной техники за рубежом за первые шесть месяцев 2014 года достигли 5,44 млрд юаней, что составило 27,6% от суммарных доходов от деятельности (19,72 млрд).
Zoomlion (http://www.zoomlion.com)
Компания продолжила реализовывать стратегию расширения своего присутствия на зарубежных рынках, увеличила ресурсные инвестиции в соответствующие страны и начала строительство баз в России, Индии и других странах. Доходы от деятельности компании в Америке и на Среднем Востоке, включая Саудовскую Аравию, выросли по сравнению с первым полугодием 2013 года на более чем 100%.
XCMG (http://www.xcmg.com)
По показателю доходов от внешнеторговых операций компания, как и раньше, находится в первых рядах. В таких развивающихся странах, как Бразилия, Россия, страны Среднего Востока и Центральной Азии, XCMG входит в тройку лидеров рынка строительной техники. Одновременно с этим компания также стремится ускорить темпы освоения рынков развитых стран.
Liugong (http://www.liugong.cn)
Компания активно развивает деятельность за рубежом, поставив перед собой цель создать развитую маркетинговую сеть, охватывающую все ключевые страны и районы мира. Эффективность хозяйственной деятельности на производственных базах компании в Польше и Индии возросла. По объему экспорта дорожные катки Liugong заняли первое место в отрасли, а погрузчики, экскаваторы и грейдеры – третье.
Shantui (http://www.shantui.com)
Доходы от внешней деятельности за первое полугодие составили 963 млн юаней. Компания активно открывает за рубежом дочерние предприятия и офисы, а также продает строительную технику через 80 с лишним иностранных дилеров. Кроме того, компания Shantui может похвастаться хорошо развитой сетью сбыта продукции как за рубежом, так и внутри страны.
XGMA (http://www.xiagong.com)
В первом полугодии стали работать дистрибьютеры компании в Саудовской Аравии, Австралии и Анголе. Было завершено строительство 5 зарубежных складов деталей для производимой XGMA строительной техники, а также упрочена система постпродажного обслуживания. Доходы компании от внешних операции составили 393 млн юаней; по сравнению с 40% падением доходов на внутреннем рынке снижение доходов от внешних операций на 2,37% кажется совсем незначительным.
Отсюда можно сделать вывод о том, что, хотя по итогам первого полугодия темпы роста замедлились по сравнению с прошлыми годами, китайские производители строительной техники добились на внешнем рынке впечатляющих успехов. Крупные китайские предприятия удерживают уверенные позиции на международной арене и составляют конкуренцию зарубежным гигантам. Особой популярностью, как и раньше, пользуются китайские подпрессовывающие машины.