Сантехникой называют технические средства, относящиеся к канализации и водоснабжению. Обычно под сантехникой подразумеваются изделия, предназначенные для ванных комнат и туалетов, такие как ванны, раковины, мойки, умывальники, унитазы, биде, джакузи, душевые кабины, а также смесители и краны. Ни один дом, квартиру, офис или какое-либо помещение невозможно представить без сантехники. Среди множества производителей сантехники китайцы, безусловно, занимают особое место, поскольку никто не может с ними сравниться по объемам экспортируемой на международный рынок сантехники и ценам на нее. Основные базы по производству сантехники расположены в г. Фошань пров. Гуандун, а также в г. Таншань пров. Хэбэй.
Китайские производители изготавливают сантехнику из разнообразных материалов: металла, стекла, фаянса, акрила, мрамора и т.д. На сегодняшний день Китай является крупнейшим производителем сантехники, который к тому же поставляет за рубеж огромные партии плитки для ванной. Главным преимуществом китайской сантехники является то, что производители уделяют большое внимание качеству и эксплуатационным характеристикам своей продукции, а также эстетической составляющей, удерживая цены на вполне демократичном уровне.
По мере изменений, обусловленных внутренней и внешней экономической ситуацией, китайская отрасль по производству сантехники также переживает глубокую трансформацию. К сожалению, даже среди крупных предприятий отрасли с рыночном масштабом от 300 млрд юаней и выше, сформировавшихся за последние 30 с лишним лет, нет ни одного, которое могло бы похвастаться национальным брендом по-настоящему международного уровня. Однако если исходить именно из соотношения цена-качество, то китайская продукция, безусловно, правит балом, по какой бы модели она не производилась – будь то ODM, или OEM.
Хотя Китай является страной с самыми большими объемами производства и сбыта товаров для ванных и туалетных комнат, luxury-сегмент соответствующего рынка в Китае занят исключительно продукцией иностранных брендов, таких как Hansgrohe, Grohe, Kohler, TOTO и Roca. В целом, в сантехнической отрасли Китая довольно остро стоит проблема перепроизводства. По некоторым подсчетам, избыточные производственные мощности достигают 30%. В период 2000-2010 гг. этот показатель приближался к 50%. Другими словами, ежегодный спрос на унитазы в Китае составлял около 32 млн штук, а предприятия производили 120 млн. 30 млн экспортировалось за рубеж, соответственно, 60 млн были избыточными. Это также одна из причин, по которой прибыли предприятий в последние годы неуклонно сокращаются.
Большое внимание китайские производители сейчас уделяют смарт-продукции. По прогнозам экспертов, в 2018 году масштаб рынка смарт-товаров в Китае превысит 180 млрд юаней, и смарт-товары для ванных комнат сыграют в этом немалую роль. Например, распространенность смарт-унитазов в Японии и Республике Корея достигает 90% и 60%, соответственно, в то время как в Китае этот показатель составляет всего 4%.
Разумеется, чтобы упрочить свои позиции в мире, Китай также должен учитывать психологию иностранных потребителей и популярные в обществе тенденции. Сейчас во всем мире пропагандируется здоровый образ жизни, бережное отношение к окружающей среде и эко-товары. А это значит, что производимая Китаем сантехника, помимо удовлетворения возложенных на нее функций, также должна быть водо- и энергосберегающей, удобной в ежедневном использовании, способствовать поддержанию хорошего здоровья, быть износостойкой и иметь смарт-функции. Таким образом, если китайские производители хотят сохранить свое положение как крупнейшего экспортера, им придется на самом деле отказаться от постоянного педалирования ценового преимущества и усиленно повышать качество в соответствии с новыми международными стандартами и спросом.